Человек, переживающий горе, нужду (потребность) или бессилие, уязвим.
Уязвимость создает удивительную возможность для приближения, близости, но она же делает человека беззащитным.
Мне думается, у каждого из нас есть свой выбор – как обойтись со своей уязвимостью и уязвимостью ближнего своего.
Человек, переживающий утрату, чрезвычайно уязвим. У того, кто рядом, есть выбор – закрыться от этой уязвимости, спрятаться, защититься, не приближаясь.
Или же открыться, выйти навстречу чужому переживанию, слушать, сочувствовать, обнимать, подавать платок…
Приблизиться, рискнув выйти из своей зоны комфорта. Поддерживая чужую уязвимость, почувствовать свою силу, создающую комплементарный, взаимообогащающий союз.
Маленький ребенок тоже чрезвычайно уязвим. У родителей есть выбор, как обойтись с этой уязвимостью - тяготиться ею как ношей, воспользоваться ею для укрепления своего контроля и спасения от своей тревоги, или же насладиться своей силой для того чтобы оберегать, взращивать, любоваться, развиваться в контакте с зависимым и одновременно отделяющимся ребенком.
В своей нужде мы очень уязвимы. Нуждаемся ли мы в признании, защите или тепле.
И это наш личный выбор – как обойтись со своей уязвимостью.
Стыдиться ли ее, как чего-то недостойного, не признавать ее, прятать, скрывать, изображая из себя мисс Недоступность или мистера Совершенство, и лишить себя возможности получить поддержку, сочувствие, сделать приближение невозможным.
Так же мы выбираем, как обойтись с уязвимостью близких людей. Воспользоваться, высмеять, обесценить,отказаться иметь с ней дело, не приближаясь, или признать ее, и, оставаясь в своих границах, создавать возможность для близости.
P.S. Уязвимость – это свойство человеческой природы. Мы нуждаемся друг в друге даже будучи зрелыми, взрослыми и отделившимися. Мы нуждаемся в других, потому что в одиночестве многие опыты не доступны. Те же близость, тепло, сопричастность, духовное развитие и многое другое. Сама по себе уязвимость бескорыстна.
Манипуляция – это попытка воспользоваться уязвимостью для установления своей власти и контроля над другими людьми.
Источник: текст Вероника Хлебова