Погружаясь в сон, мы переходим в другое измерение нашего существования, символы и механизмы которого кажутся загадочными. Попробуем их расшифровать, обратившись к современным данным нейрофизиологии и психоанализа.
1. Существует ли методика, позволяющая запоминать сны?
Да, конечно. Впрочем, если вы забываете свои сны, то, вероятно, потому, что никогда не уделяли им серьезного внимания. Кто виноват? Культура, которая, если оставить в стороне психоанализ, не придает большого значения сновидениям, и современная жизнь: утром нас поднимает будильник, и мы слишком быстро встаем, боясь опоздать на работу. А поскольку сновидения случаются в конце естественных циклов сна, они сразу же тонут в умственной активности наяву.
Некоторые бессознательно блокируют процесс вспоминания, чтобы не встретиться с подавляемой стороной психики. Кроме того, выяснилось, что в фазе «быстрого сна», который как раз сопровождается сновидениями, не происходит синхронизации нейронов гиппокампа (отдела мозга, где формируются воспоминания) и неокортекса (где они хранятся). Возможно, поэтому мы плохо запоминаем то, что нам снилось.
Лучший способ вспомнить свой сон — завести будильник на 15 минут раньше обычного, остаться в постели, чтобы образы прошли перед мысленным взором, и записать увиденное. Чем больше времени мы этому посвятим, чем больше запишем, тем лучше сможем запоминать сны.
2. Что происходит ночью у меня в мозгу?
Каждая ночь складывается из нескольких циклов сна по 90 минут каждый. Сначала сонливость сменяется поверхностным сном, после чего начинается первый цикл: наступает глубокий «медленный сон» без сновидений, который сменяется «быстрым сном» со сновидениями, сопровождаемый быстрыми движениями глаз. У новорожденного «быстрый сон» составляет половину общего времени цикла сна, у детей до двух лет — 30-40%, а у взрослых — 15-25%.
3. Когда я воображаю что-то на грани сна и яви, это настоящее сновидение или нет?
Не совсем. Настоящие сновидения — бессознательная психическая активность, а когда мы грезим, сознание плывет по воле воображения, но мы более или менее сохраняем над ним контроль. В этом состоянии мозг генерирует альфа-волны, как перед засыпанием, но их частота несколько ниже.
Звук упавшего предмета, любой шорох вполне могут встроиться в сюжет сновидения и даже изменить его
Когда говорят, что ребенок «витает в облаках», он находится в режиме альфа-волн. Это же верно и для релаксации. Затем, по мере того как тело расслабляется, у нас спонтанно возникают странные образы, называемые гипнагогическими: это вторжение сновидческого компонента «быстрого сна» в состояние бодрствования. К таким пограничным состояниям относятся хождение во сне (лунатизм), нарколепсия (склонность засыпать на середине фразы), «воспоминания» о похищении инопланетянами.
4. Может ли посторонний шум повлиять на мои сновидения?
Во время сна уши не выключаются! Иначе нам было бы труднее просыпаться утром. Точно так же слова, звук упавшего предмета, любой шорох вполне могут встроиться в сюжет сновидения и даже изменить его. Если вы в состоянии поверхностного сна, то даже очень слабые звуки могут вас разбудить.
Так же воздействуют приятный или неприятный запах, чье-то прикосновение, вспышка света. Если вас резко разбудили, у вас может наступить состояние, известное как инерция сна, в котором человек полностью дезориентирован: социально он проснулся и считает себя готовым в выполнению повседневных задач, а функционально — еще спит. Это один из вариантов нарушения границ между сном и явью.
5. Для чего все-таки нужны сны?
Для нейрофизиологов это пока тайна. Как, впрочем, и то, почему мы вообще спим. Конечно, у каждого ученого свои гипотезы на этот счет. В книгах «Замок снов» и «Похититель снов» классик современной сомнологии Мишель Жуве пишет, что «быстрый» сон служит для генетического программирования мозга: он позволяет сформировать у младенца базовые формы поведения нашего вида, а у взрослого — сохранить их.
А нобелевский лауреат физиолог Фрэнсис Крик считает, что сны нужны, чтобы забывать: в этот момент все накопленные за день и хранящиеся в памяти впечатления реорганизуются так, чтобы устранить одни воспоминания и сохранить другие.
По мнению психоаналитиков, у каждого из нас есть такие желания и порывы, которые вытесняются, поскольку неприемлемы для сознания. При этом возникает энергия, требующая разрядки, и с помощью сновидения мозг освобождается от возникшего психического напряжения. Поэтому Фрейд называет сновидение «царским путем к бессознательному».
6. Мне часто снятся кошмары. Как от них избавиться?
Кошмары — это сны о страхе, боли или необъяснимой тревоге. Эти тягостные сны, которые периодически снятся каждому, могут быть вызваны множеством причин: неразрешенным конфликтом, телесными зажимами, слишком плотным ужином... Они становятся проблемой, только если вы каждую ночь просыпаетесь с криком и не можете больше заснуть, поскольку боитесь увидеть новый кошмар.
Архетипы возникают в снах, когда нашей психике нужно заменить неприемлемую ситуацию той, что больше ее устраивает
В этом случае речь идет скорее о посттравматических кошмарах, которые помогают преодолевать невыносимые эмоции, вызванные несчастьем (таким, как война, стихийное бедствие, сексуальное насилие, авто- и авиакатастрофы...). Они требуют помощи психолога.
А вот разобраться с «нормальными» кошмарами способен каждый. Вы можете, например, самостоятельно проделать работу по визуализации болезненных сцен, лишив их тем самым драматического накала, после чего переиграть в позитивном ключе. Так что от кошмаров не «избавляются», их разрешают как проблему.
7. Я вижу во сне символы не из моей жизни. Почему?
Элементы повседневной жизни составляют лишь от 30 до 40% содержания снов. В отношении оставшейся части Карл Густав Юнг в работе «Человек и его символы» объясняет, что это так называемые архетипы. Он подразделял бессознательное каждого человека на две «территории».
Личное бессознательное — продукт жизненного опыта и переживаний каждого из нас. А коллективное бессознательное — настоящий океан сведений, порожденных всем человеческим опытом от начала времен. Именно в нем постепенно выкристаллизовались универсальные символические темы, архетипы.
Дракон, великая мать, герой, мудрый старец, рыба, песок — вот лишь некоторые из тысяч существующих архетипических образов. Герой, убивающий дракона, крещение, космическая катастрофа — это уже архетипические мотивы. Они возникают в снах, когда какая-то проблема приводит их в движение и когда нужно заменить психологически неприемлемую ситуацию той, которая больше устраивает психику. Так что эти символы тоже относятся к повседневной жизни, только их надо расшифровать.
8. Могу ли я самостоятельно интерпретировать свои сны?
Да, но для этого нужна тренировка! Фрейд показал, что сновидение — не просто ребус, как думали до него, оно связано с индивидуальностью, с тем, как мы устроены. Вдобавок интерпретация символов значительно разнится в зависимости от того, придерживаетесь ли вы фрейдистского, юнгианского, адлеровского или трансперсонального подхода. А также в зависимости от обстоятельств, в которых вы находитесь.
9. Мне уже случалось видеть во сне катастрофу до того, как она произошла. Это что, особый дар?
Пророческие или телепатические сны представляют собой, конечно, что-то исключительное. Но то, что они встречаются редко, не означает, что их не бывает вовсе. В этой области уже более сорока лет проводятся многочисленные эксперименты. Наибольшую известность получили исследования американского психоаналитика Монтага Ульмана. Они показывают существование предчувствия и телепатии во сне.
Хотя спят все животные, только у млекопитающих и птиц есть фазы «быстрого сна», связанные со сновидениями
С 1966 года частная американская организация Central Premonitions Registry принимает у населения сообщения обо всех «пророческих» снах, ведет их учет и пытается соотнести с реальными событиями. Что же до того, как это происходит, тут наука пока не может ничего объяснить…
10. Мой пес во сне тявкает, повизгивает и перебирает лапами. Ему снятся сны?
Очень может быть. Хотя спят все животные, только у млекопитающих и птиц есть фазы «быстрого сна», связанные со сновидениями. Вероятно, существует корреляция между этими фазами и механизмом терморегуляции теплокровных животных. Поскольку у холоднокровных животных (рыбы, пресмыкающиеся, земноводные и беспозвоночные) этот механизм отсутствует, предполагается, что снов они не видят.
Наиболее значимые данные в этой области получены при наблюдении за кошками. Во время «быстрого сна» они воспроизводят типичные формы поведения своего вида: атакуют, преследуют добычу, вылизывают себя… Однако исследователи пока не установили, идет ли речь о настоящих сновидениях или об автоматических реакциях, которые не сопровождаются «картинками».