Мелани Кляйн, одна из известных психоаналитиков, считавшая себя последовательницей
З.Фрейда. Она была одним из создателей детского психоанализа, ее работы по сей день
занимают важное место в данном подходе. Наблюдая за игрой и действиями маленьких
детей, она занималась исследованием- (бессознательной фантазии). Бессознательная
фантазия рассматривается как некая конструкция, защитных механизмов, тревог, которые
интерпретируются в отношении с внутренними и внешними объектами.
Вникая в труды М.Кляйн, можно сказать, что перед нами предстает внутренний мир
каждого человека, который в своем раннем развитии функционирует очень
специфическим образом и его события носят конкретный, образный характер.
Теория М. Кляйн показывает, что развитие человека проходит в несколько этапов, где
развиваются «Я» и отношения с окружающей ей действительностью. Она предпочла свой
термин «позиция», что было обусловлено в создание своей модели делая акцент на
отношениях. Установление основных позиций параноидно-шизоидной, депрессивной,
помогает понять, как развивается внутренний мир и какие защитные механизмы могут
использоваться. Данные позиции представляют собой ключевую концепции
психического развития ребенка. Параноидно-шизоидная позиция предшествует
депрессивной и является более примитивной с точки зрения развития. Между позициями
происходит постоянное движение, это подчеркивает динамическое взаимоотношение и
касается наиболее значимых моментов и различий между ними. Они заключаются в
возрастании интеграции, что может приводить к ощущению целостности как самости, так
и объектных отношений, при переходе от PS позиции к D. (Klein 1935/Josepx1983/Segaj
1983) [3].
Давайте разберём каждую из них более подробно.
Параноидно-шизоидная позиция.
«Шизоидная» - расщепление на хорошую и плохую часть.
«Параноидная»- проекция, где хорошие и плохие части могут отрицаться и приписываться
другим объектом, которые в данной ситуации могут идеализироваться или вызывать
страх, ненависть.
Эта позиция основана при рождении, она длится до четырех месячного возраста и
направлена на самосохранение.
В параноидно-шизоидной позиции преобладают тревоги (тревога преследования)
примитивного характера, что угрожает Эго и приводит к мобилизации примитивных
защит. Основными защитами являются расщепление, проективная идентификация и
идеализация. М.Кляйн полагала, что угроза в основе своей исходит от внутренних
источников деструкции, инстинкта смерти, которые в свою очередь проецируются в
объект, где могут создавать некий прототип враждебного объектного отношения. Ребенок
ненавидит плохой объект и в тоже время может боятся его ненависти, на фоне этого
развивается ситуация преследования. Одновременно проецируется примитивные
источники любви, эти источники основаны на инстинкте жизни, создавая прототип
приятных, любовных отношений с объектом. Эти два типа удерживаются как можно
дальше друг от друга, это достигается с учетом расщепления объекта и воспринимается
как хороший или плохой объект. Наиболее наглядным примером, который ребенок
идентифицирует – это грудь матери. Хорошие и приятные переживания ребенка связаны с
кормлением, (с тем количеством молока, которое необходимо) и доброжелательным
отношением. Плохие переживания приписываются матери, когда ребенок чувствует
отсутствие сытости и холод. Структура Эго отражает расщепление на хорошую и плохую
самости в отношениях с (хорошими, плохими) объектами, где объектные отношения
расщепляются подобным образом. При этом утрата хорошего объекта переживается как
присутствие плохого, и идеализация подлежит замене ситуации преследования.
Защиты параноидной-шизоидной позиции оказывают сильное влияние на мышление и
формирование символов. Проективная идентификация приводит к путанице между
самостью и объектом, в результате возникает путаница между символом и
символизируемым.
Сглаживание расщепленного объекта произойдет в том случае, если будут преобладать
хороший объект и хорошие ощущения, если будет доминировать плохой объект ребенок
будет стремиться к сохранению расщепления. Ребенок в своих фантазиях побоится
соединить хороший объект с плохим т.к. хорошего и так мало, где плохой объект может
поглотить хороший. Фиксация на PS позиции, присуща нарушенным пациентам
страдающим пограничными или нарциссическими расстройствами.
В депрессивной позиции объекты начинают восприниматься как целостные. Если ребенок
чувствовал и находился в комфортных условиях для своего развития параноидные тревоги
исчезают, шизоидные защиты ослабевают. Депрессивная позиция относиться к периоду от
4-6 месяцев. Когда ребенок начинает сидеть, его положение меняется, он понимает, что с
ним находиться один и тот же человек, который доставлял страдание и удовольствие.
Понимание этого переживания вызывает острую печаль, которую М. Кляйн назвала
депрессивной тревогой. «Депрессивная тревога является исключительно важным
элементом зрелых взаимоотношений, источником благородных и альтруистических
чувств, поддерживающих благополучие объекта» [1]. Так переживается самая ранняя и
наиболее сильная форма вины, возникающая в следствии амбивалентных чувств любви и
ненависти по отношению к объекту. Такая трансформация является следствием возросшей
способности интеграции опыта. Впервые ребенку доступен аффект печали, вины - (я
наношу объекту вред своей агрессией, объект разрушается и может покинуть меня) в этой
ситуации у ребенка меняется отношение к этому объекту. Происходит понимание, что
агрессией объект не вернуть и тогда все усилия направлены на восстановление отношений
с этим объектом. Результатом становиться чувство утраты, вины в следствии чего,
позволяет состояться такому переживанию как скорбь. Последствиями являются развитие
символических функций, и возникновение репаративных способностей.
М. Кляйн пишет-«…депрессивное состояние основано на параноидном состоянии и
генетически происходит от него. Я рассматриваю депрессивное состояние как
результат смешивания параноидной тревоги с того содержания тревоги, чувств
разочарования и защит, которые связаны с неизбежной потерей целого любимого
объекта» [2]. Тем самым автор обозначает, что PS и D позиции связаны между собой, их
отличает характер тревоги и особенности отношения с объектом.
Пример: На консультации клиент отмалчивался, ощущалось незаинтересованность и
очевидное наслаждение в этой ситуации. В своей реальной жизни клиент часто прибегал к
бегству рисованию картин по номерам и все свободное время полностью отдавал этой
деятельности. При этом проговаривал, что жизнь проходит мимо и ничего не меняется.
Молчание на консультации может ассоциироваться как уход в идеализированное
состояние, где происходит ощущение беззаботности и отдыха. Обретаемая таким
способом безопасность является иллюзорной, а создание сухости и безжизненности
реально имеет место быть. В терапии клиент хочет достичь развития и найти креативные
способности, которые обеспечили бы профессиональное развитие и смогли привести к
удовлетворению внутренних желаний (иметь семью). Это желание долгое время было
скрытым в процессе терапии. На фоне этой ситуации, многое зависит от способностей
клиента противостоять деструктивным атакам, которые могли предприниматься всякий
раз, когда у него появлялась возможность приблизиться к депрессивной позиции и
установить контакт со своей потребностью в объектах. Со временем появились
изменения, когда контакт с реальностью становился затруднительным, в том числе на
консультациях, клиент все меньше прибегал к изоляции и молчанию.
На фоне изложенного материала на тему позиций, можно сказать, что очень важное
значение оказывает формирование младенца в раннем возрасте. Понимание позиций
помогает лучше понять, как паттерные отношения внутренних объектов складываются и
определяются как дальнейшие функционирование личности в ее объектных отношениях.
Литература:
- Хиншелвуд Р.Д. «Словарь кляйнианского психоанализа»
- Кляйн М. «Любовь, вина и репарация».
- Джон Стайнер «Психические убежища. Патологические организации у психических, невротических и пограничных пациентов»/
Автор: Ю.А. Самоткаова. Психоаналитик.