Остались вопросы? Мы перезвоним!
Мероприятия
26 Мая 2025

«Позиции» в теории Мелани Кляйн: краткая характеристика и основные

защиты.

12 Мая 2025

Супервизия для психологов: зачем она нужна и как ее выбрать?

Денежный тренинг
Главная/ Мероприятия / «Позиции» в теории Мелани Кляйн: краткая характеристика и основные защиты.

«Позиции» в теории Мелани Кляйн: краткая характеристика и основные защиты.

26 Мая 2025

Мелани Кляйн, одна из известных психоаналитиков, считавшая себя последовательницей

З.Фрейда. Она была одним из создателей детского психоанализа, ее работы по сей день

занимают важное место в данном подходе. Наблюдая за игрой и действиями маленьких

детей, она занималась исследованием- (бессознательной фантазии). Бессознательная

фантазия рассматривается как некая конструкция, защитных механизмов, тревог, которые

интерпретируются в отношении с внутренними и внешними объектами.

Вникая в труды М.Кляйн, можно сказать, что перед нами предстает внутренний мир

каждого человека, который в своем раннем развитии функционирует очень

специфическим образом и его события носят конкретный, образный характер.

Теория М. Кляйн показывает, что развитие человека проходит в несколько этапов, где

развиваются «Я» и отношения с окружающей ей действительностью. Она предпочла свой

термин «позиция», что было обусловлено в создание своей модели делая акцент на

отношениях. Установление основных позиций параноидно-шизоидной, депрессивной,

помогает понять, как развивается внутренний мир и какие защитные механизмы могут

использоваться. Данные позиции представляют собой ключевую концепции

психического развития ребенка. Параноидно-шизоидная позиция предшествует

депрессивной и является более примитивной с точки зрения развития. Между позициями

происходит постоянное движение, это подчеркивает динамическое взаимоотношение и

касается наиболее значимых моментов и различий между ними. Они заключаются в

возрастании интеграции, что может приводить к ощущению целостности как самости, так

и объектных отношений, при переходе от PS позиции к D. (Klein 1935/Josepx1983/Segaj

1983) [3].

Давайте разберём каждую из них более подробно.

Параноидно-шизоидная позиция.

«Шизоидная» - расщепление на хорошую и плохую часть.

«Параноидная»- проекция, где хорошие и плохие части могут отрицаться и приписываться

другим объектом, которые в данной ситуации могут идеализироваться или вызывать

страх, ненависть.

Эта позиция основана при рождении, она длится до четырех месячного возраста и

направлена на самосохранение.

В параноидно-шизоидной позиции преобладают тревоги (тревога преследования)

примитивного характера, что угрожает Эго и приводит к мобилизации примитивных

защит. Основными защитами являются расщепление, проективная идентификация и

идеализация. М.Кляйн полагала, что угроза в основе своей исходит от внутренних

источников деструкции, инстинкта смерти, которые в свою очередь проецируются в

объект, где могут создавать некий прототип враждебного объектного отношения. Ребенок

ненавидит плохой объект и в тоже время может боятся его ненависти, на фоне этого

развивается ситуация преследования. Одновременно проецируется примитивные

источники любви, эти источники основаны на инстинкте жизни, создавая прототип

приятных, любовных отношений с объектом. Эти два типа удерживаются как можно

дальше друг от друга, это достигается с учетом расщепления объекта и воспринимается

как хороший или плохой объект. Наиболее наглядным примером, который ребенок

идентифицирует – это грудь матери. Хорошие и приятные переживания ребенка связаны с

кормлением, (с тем количеством молока, которое необходимо) и доброжелательным

отношением. Плохие переживания приписываются матери, когда ребенок чувствует

отсутствие сытости и холод. Структура Эго отражает расщепление на хорошую и плохую

самости в отношениях с (хорошими, плохими) объектами, где объектные отношения

расщепляются подобным образом. При этом утрата хорошего объекта переживается как

присутствие плохого, и идеализация подлежит замене ситуации преследования.

Защиты параноидной-шизоидной позиции оказывают сильное влияние на мышление и

формирование символов. Проективная идентификация приводит к путанице между

самостью и объектом, в результате возникает путаница между символом и

символизируемым.

Сглаживание расщепленного объекта произойдет в том случае, если будут преобладать

хороший объект и хорошие ощущения, если будет доминировать плохой объект ребенок

будет стремиться к сохранению расщепления. Ребенок в своих фантазиях побоится

соединить хороший объект с плохим т.к. хорошего и так мало, где плохой объект может

поглотить хороший. Фиксация на PS позиции, присуща нарушенным пациентам

страдающим пограничными или нарциссическими расстройствами.

В депрессивной позиции объекты начинают восприниматься как целостные. Если ребенок

чувствовал и находился в комфортных условиях для своего развития параноидные тревоги

исчезают, шизоидные защиты ослабевают. Депрессивная позиция относиться к периоду от

4-6 месяцев. Когда ребенок начинает сидеть, его положение меняется, он понимает, что с

ним находиться один и тот же человек, который доставлял страдание и удовольствие.

Понимание этого переживания вызывает острую печаль, которую М. Кляйн назвала

депрессивной тревогой. «Депрессивная тревога является исключительно важным

элементом зрелых взаимоотношений, источником благородных и альтруистических

чувств, поддерживающих благополучие объекта» [1]. Так переживается самая ранняя и

наиболее сильная форма вины, возникающая в следствии амбивалентных чувств любви и

ненависти по отношению к объекту. Такая трансформация является следствием возросшей

способности интеграции опыта. Впервые ребенку доступен аффект печали, вины - (я

наношу объекту вред своей агрессией, объект разрушается и может покинуть меня) в этой

ситуации у ребенка меняется отношение к этому объекту. Происходит понимание, что

агрессией объект не вернуть и тогда все усилия направлены на восстановление отношений

с этим объектом. Результатом становиться чувство утраты, вины в следствии чего,

позволяет состояться такому переживанию как скорбь. Последствиями являются развитие

символических функций, и возникновение репаративных способностей.

М. Кляйн пишет-«…депрессивное состояние основано на параноидном состоянии и

генетически происходит от него. Я рассматриваю депрессивное состояние как

результат смешивания параноидной тревоги с того содержания тревоги, чувств

разочарования и защит, которые связаны с неизбежной потерей целого любимого

объекта» [2]. Тем самым автор обозначает, что PS и D позиции связаны между собой, их

отличает характер тревоги и особенности отношения с объектом.

Пример: На консультации клиент отмалчивался, ощущалось незаинтересованность и

очевидное наслаждение в этой ситуации. В своей реальной жизни клиент часто прибегал к

бегству рисованию картин по номерам и все свободное время полностью отдавал этой

деятельности. При этом проговаривал, что жизнь проходит мимо и ничего не меняется.

Молчание на консультации может ассоциироваться как уход в идеализированное

состояние, где происходит ощущение беззаботности и отдыха. Обретаемая таким

способом безопасность является иллюзорной, а создание сухости и безжизненности

реально имеет место быть. В терапии клиент хочет достичь развития и найти креативные

способности, которые обеспечили бы профессиональное развитие и смогли привести к

удовлетворению внутренних желаний (иметь семью). Это желание долгое время было

скрытым в процессе терапии. На фоне этой ситуации, многое зависит от способностей

клиента противостоять деструктивным атакам, которые могли предприниматься всякий

раз, когда у него появлялась возможность приблизиться к депрессивной позиции и

установить контакт со своей потребностью в объектах. Со временем появились

изменения, когда контакт с реальностью становился затруднительным, в том числе на

консультациях, клиент все меньше прибегал к изоляции и молчанию.

На фоне изложенного материала на тему позиций, можно сказать, что очень важное

значение оказывает формирование младенца в раннем возрасте. Понимание позиций

помогает лучше понять, как паттерные отношения внутренних объектов складываются и

определяются как дальнейшие функционирование личности в ее объектных отношениях.

Литература:

  1. Хиншелвуд Р.Д. «Словарь кляйнианского психоанализа»
  2. Кляйн М. «Любовь, вина и репарация».
  3. Джон Стайнер «Психические убежища. Патологические организации у психических, невротических и пограничных пациентов»/

Автор: Ю.А. Самоткаова. Психоаналитик.

КАК НАС НАЙТИ

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK